Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автотранспорт является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях обыватели часто по разному называют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом позднее.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это название более семи лет тому назад, основная масса следователей, юристов, адвокатов, судей по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертизы.

В следствии столь абстрактного и общего обозначения данного исследования, в нашей практике часто всплывают ситуации, когда в адрес экспертной организации, где имеются тоже «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы уголовного дела, где требуются знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего установленные сроки затягиваются из-за грамотности указанных выше участников следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспортных средств и прочих участников на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и иных участников по поверхности автодороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неправильное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги и другие отрицательные особенности ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставить все материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение всего имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

К слову, в ситуациях, где важным фактором ДТП выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.